Небесная Кобра

Автор статьи Иван Казанов, XXL.


Этот самолет умеет летать хвостом вперед. Он вообще много чего умеет. В воздушном бою ему нет равных. Знакомьтесь: истребитель-перехватчик Су - 27, знаменитая "сушка".

В середине семидесятых холодная война была в самом разгаре. У американцев появился истребитель - перехватчик четвертого поколения F - 15 Eagle. 20 апреля 1981 года в воздух поднялся самолет, действительно способный завоевать там абсолютное господство. Вскоре, кстати, он отнял у своего заокеанского конкурента несколько важных мировых рекордов. Су - 27 одинаково уверенно чувствовал себя и при проведении дальнего ракетного перехвата, и в ближнем бою. А какая маневренность! Именно на Су-27 заслуженный летчик - испытатель, герой Советского Союза Виктор Пугачев в 1989 году впервые выполнил фантастическую фигуру высшего пилотажа, известную теперь всему миру под названием Кобра Пугачева. Истребитель выходит на угол атаки в 120 градусов и в течение нескольких секунд летит фактически хвостом вперед! Ни один западный самолет не способен на такое. Представляете, какие преимущества дает подобная сверхманевренность в ближнем бою? У этой машины идеальная аэродинамика. Су - 27 выполнен по нормальной балансировочной схеме с интегральной аэродинамической компоновкой. Крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Конструкция - цельнометаллическая, с широким применением титановых сплавов. Носовая часть - фюзеляж типа полумонокок с круговым поперечным сечением - наклонена вниз. В кабине - катапультируемое кресло К-36ДМ, способное спасти пилота в аварийной ситуации при любой высоте и скорости полета. Летчик экипирован высотно-компенсирующим костюмом или высотным морским спасательным комплектом, защитным шлемом и комплектом кислородного оборудования ККО-5. Су - 27 разрабатывался (еще на стадии Т - 10) как первый отечественный "неустойчивый" самолет с электродистанционной системой управления (ЭДСУ). Пилотировать машину помогает электрокомандная система со своим "мозговым центром", всегда готовая подкорректировать летчика, исправить его ошибку. ЭДСУ - аналоговая. В продольном канале она имеет четырехкратное резервирование, в поперечном - трехкратное. На самолет устанавливаются два мощных и экономичных двуконтурных турбореактивных двигателя модульной конструкции АЛ-31Ф, созданные в НПО "Сатурн" имени А. М. Люльки. Ресурс двигателя не уступает ресурсу самолета, а большой запас топлива предельно расширяет дальность действия истребителя - перехватчика. Да, у F - 15 есть некоторое преимущество в скорости полета и потолке, но американская машина существенно уступает нашей в дальности действия и, главное, маневренности, причем в самом широком диапазоне скоростей и углов атаки. Кроме того, у Су - 27 более мощное вооружение. В целом, эксперты сходятся на том, что советская машина по своим боевым качествам несколько предпочтительнее. Они, безусловно, правы, и тому есть убедительные доказательства. В августе 1992 года летчики Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС России посетили с дружественным визитом авиабазу ВВС США Лэнгли. Отклонив предложение провести показательный воздушный бой между Су - 27 и F - 15 над аэропортом (очевидно, из опасения потерпеть "поражение" на глазах у зрителей), американцы предложили осуществить совместное пилотирование над океаном вдали от побережья. В воздух поднялись три самолета: Су - 27УБ, двухместный F - 15D и одноместный F - 15C. И что же? F - 15D не смог оторваться от Су - 27УБ: используя лишь минимальный форсаж и максимальную бесфорсажную тягу, российский истребитель не отставал от "американца", двигатели которого работали на максимальном форсажном режиме. А когда роли поменялись, Су - 27УБ легко ушел от "Игла" и за полтора виража вышел ему в хвост, поймав в прицел. Американский летчик растеренно спросил у ведомого: "Где русский?". "У тебя на хвосте",- последовал ответ. Словом, "Иглы" проиграли бой вчистую. А ведь в них сидели отнюдь не курсанты - боевые летчики, асы, герои только что отгремевшей "Бури в пустыне". Су - 27 открыл в авиации эру сверхманевренных истребителей. И в ближайшем воздушном бою этот факт станет реальностью.

Хостинг от uCoz